Главная >> Cabinet >> Развитие науки в эпоху Возрождения

Развитие науки в эпоху Возрождения

Третьекурсники перед первым занятием в году по истории обсуждали, как они провели лето, и во весь голос жаловались на то, что снова пора учиться. Даже те, кто до школы и не подозревал о существовании магии, теперь привыкли к чудесам и не восхищались каждым уроком. Но мисс Форд это нисколько не расстраивало, ведь в ее коллекции занимательных рассказов находилось что-нибудь подходящее для каждого, в том числе и самых безразличных к предмету учеников.
 - Доброе утро! – послышался оживленный голос у входа в класс; это как раз была профессор Форд. – Наконец-то у вас закончились каникулы. Я скучала! – Женщина по-товарищески похлопала по плечу слизеринца, который стоял к ней ближе других, и только тогда смогла справиться с захватившими ее эмоциями и сесть за свой стол.

 - Весь третий курс мы будем проходить историю эпохи Возрождения, - сияла безудержной улыбкой преподавательница, - а в конце года затронем еще один очень короткий период, который у волшебников называют «эпохой волнений». Разные ученые по-разному определяют границы этих эпох. Мы будем считать Возрождением период со второй половины XIII века, которую иногда называют Проторенессансом - переходным периодом из-за ее тесной связи с событиями Средневековья, - по конец XV века. А «эпоха волнений» - период с 1612 года, когда произошло первое гоблинское восстание, и до 1692 года – мы подробнее поговорим о ней на отдельном уроке. Даты стоит записать, - деликатно напомнила мисс Форд рассеянным третьекурсникам, еще не успевшим включиться в учебу, и класс наполнился звуками скрипа перьев.
 - Профессор, почему какие-то восемьдесят лет превратили в целую отдельную эпоху? – лениво пробурчала одна из слизеринок, ставя на своем листе кляксы.
 - Потому что в эти восемьдесят лет не происходило того, что характерно для эпохи Возрождения, - заявила профессор, обрадованная вопросом. – Вы помните, чем она отличается?
 - Развитием науки, искусства и разных сфер общественной жизни, - вмешался гриффиндорец, дописывая конспект. Слизеринка, задавшая вопрос, поджала губы.
 - Верно, Генри, десять баллов Гриффиндору. С XIII по XVI век наблюдался прогресс в разных сферах жизни волшебников, хотя, конечно, в разные годы этот прогресс шел с разной скоростью. Но в XVII веке он почти полностью остановился в связи с гоблинскими восстаниями, неприязнью к магглам, достигшей критического уровня, и другими неприятностями, с которыми столкнулся наш мир. Потому этот век и называют эпохой волнений, и к Возрождению не относят, - объяснила профессор Форд. Все уже успели записать даты начала и окончания эпох, поэтому она перешла к основной части лекции.

 - Итак, Возрождение, которое также называют Ренессанс, - произнесла женщина со смешным французским акцентом. - Из самого названия эпохи мы понимаем, что средневековые «темные времена» подошли к концу. На прошлом курсе вы уже узнали, благодаря чему произошло такое «просветление»: появились и совершенствовались школы для волшебников, начались географические открытия. Активные путешествия людей по всему земному шару способствовали расширению их кругозора, их знакомству с наукой других стран, а значит, повышению общей культуры общества. Но самое главное – в эту эпоху после длительного застоя стала активно развиваться наука. О ней мы и поговорим на первом занятии.
Как обычно, без портретов не обошлось, но профессор показывала ученикам только по одной картине за раз, чтобы потом на экзамене никто не перепутал Игнацию Уайлдсмит с Элладорой Кеттеридж.
 

[Портрет: Квон По, 1443 - 1539]

 - Начнем с зельеварения и алхимии? – предложила мисс Форд. – Эта ветвь магических наук всегда была настолько важной, что даже в Средние века вяло, но развивалась, но теперь в ней произошло огромное количество важных открытий, которые, в отличие от Средневековья, быстро становились доступными общественности благодаря контактам, установившимся между разными государствами, школьному образованию, а затем, с XV века, благодаря газетам. Теперь знания о приготовлении зелий стали гораздо более точными, потому что маги перестали смешивать что попало и смотреть, что из этого получится, и гораздо больше времени уделяли изучению магических свойств отдельных ингредиентов и тому, как они взаимодействуют друг с другом. Самым известным ученым в области изучения ингредиентов данной эпохи считается Квон По, - объявила преподавательница, указывая на первый портрет. Изображенный на нем пожилой китайский волшебник что-то прощебетал на своем языке и покивал третьекурсникам. – Он провел наиболее широкие исследования в этой области и открыл свойства многих редких ингредиентов, таких, например, как толченые яйца феникса. Но больше нас интересуют, конечно, европейские волшебники и их открытия.
 

[Портреты: Ченси Олдридж (1342 – 1379) и Ганхильда из Горсмура (1556 – 1639)]

По рядам между партами по очереди пролетели еще два портрета. Если первая волшебница была известна не всем, то вторую ученики моментально опознали. Благодаря запоминающейся внешности колдуньи, все давно запомнили ее с портретов на карточках от шоколадных лягушек и статуи в коридоре третьего этажа.
 - В эпоху Возрождения маги перестали воспринимать болезни как нечто неизбежное, что привело к появлению множества целительных зелий, хотя часто поиск лекарства затягивался на долгие годы. Так, начиная с XIV века, многие волшебники стали жертвой страшной эпидемии драконьей оспы. По имеющимся данным, первой пострадавшей в Британии стала колдунья Ченси Олдридж, и по датам ее жизни мы можем судить, что болезнь пришла на Британские острова примерно в 1379 году. Лекарство же от драконьей оспы было открыто только на рубеже XV – XVI  веков ведьмой, которая наверняка всем вам известна: это Ганхильда из Горсмура, и в нашем замке есть посвященная ей скульптура.

Помимо целительства, зельеварение стало основой для образования еще одной науки – алхимии. Полагаю, все знают, что целью алхимических исследований было создание философского камня, дарующего бессмертие. Вам следует знать самых знаменитых европейских алхимиков, - предупредила профессор, левитируя очередные картины.

[Портреты: Парацельс (1493 – 1541), Корнелиус Агриппа (1486 – 1535), Николас Фламель (1325 – 1992)]

 - Одним из величайших и самых всесторонне развитых ученых эпохи Возрождения был Парацельс, - продолжала лекцию мисс Форд, кивнув на соответствующий портрет.  - Этот гениальный ученый совершил переворот в алхимии и целительной магии. Также ему приписывается изучение парселтанга - змеиного языка. В одно время с ним жил еще один волшебник-гений, Корнелиус Агриппа, которого магглы посадили в тюрьму за его исследования, считая, что некоторых тайн человеку знать не положено. Попрошу вас не путать Агриппу и Парацельса, - обратилась преподавательница к третьекурсникам, - и запомните: тот, кто скажет мне на экзамене, что они были гражданами Древнего Рима, потеряет с полсотни баллов за крайнюю степень невежества.
Какими бы выдающимися учеными не были Парацельс и Агриппа, - продолжила мисс Форд, улыбаясь притихшим ученикам, - им не удалось достичь основной цели алхимии. Единственный философский камень был создан магом по имени Николас Фламель. Он родился в 1325 году, и его живой ум был полностью захвачен стремлением к открытиям, характерным для данной эпохи. Когда именно он создал философский камень – неизвестно, и это неудивительно, ведь камень - сильнейший артефакт, который в руках темного мага может стать еще и опасным. Но судя по тому, что в XVI веке Фламель, которому исполнилось двести лет, был еще жив и здоров, философский камень определенно был создан во времена эпохи Возрождения, вероятно, в XV веке.  

Отвыкшие от учебы третьекурсники уже начали ерзать на стульях и все ниже склоняться к партам, грозя и вовсе упасть на них и захрапеть. Профессору пришлось их подбадривать.

[Портреты: Феликс Саммерби (1447 – 1508), Мнемони Редфорд (1562 – 1649)]

 - Напоследок, - громогласно намекнула она, - расскажу вам о самом интересном – развитии заклинательных наук. В эпоху Возрождения было создано множество чар для разных сфер применения. Впервые появляются заклинания, которые направлены не только на бытовые задачи или участие в дуэли, но и экспериментальные чары без заметной пользы для общества, как, например, веселящие чары, изобретенные  Феликсом Саммерби. И, наоборот, совершались революционные открытия чрезвычайной важности: ближе к окончанию эпохи Возрождения Мнемони Редфорд изобрела чары, изменяющие память, и стала первым стирателем памяти в мировой истории.
Пока ученики дописывали конспект, мисс Форд убрала портреты и записала на доске домашнее задание:

  1. Пользуясь лекциями и дополнительной литературой, назовите предпосылки к наступлению эпохи Возрождения.
  2. Как вы считаете, было ли изобретение философского камня значимым для магического общества эпохи?
Course: 
3.00