Кабинет зельеварения, находящийся в подземельях замка, предстал перед учениками мрачным холодным помещением без окон. Единственным источником света оставались зачарованные светильники, бросавшие тусклый свет на три ряда рабочих парт. Вдоль сводчатых стен располагались стеллажи, хранящие на своих полках банки с заспиртованными в них органами животных, коробки и склянки с сушёными травами и кореньями, насекомыми и жидкостями неизвестного происхождения.
Согласно расписанию, зельеварение пришлось на пятницу, и стоит ли говорить, что первокурсники, успевшие побывать почти на всех остальных предметах, лекции по которым проводились в залитых солнцем, тёплых, приветливых аудиториях, сейчас ощущали страх, озираясь по сторонам в ожидании начала занятия.
Впустив студентов в кабинет и проследовав к преподавательскому столу, Северус Снейп начал урок с того, что сверился со списком учеников. Весь его вид и непререкаемый тон, которым он всего лишь оглашал список, внушали некое опасение, а манера вести речь не оставляла сомнений: он умеет без особых усилий контролировать класс и не потерпит даже малейших нарушений дисциплины. И если до этого момента некоторые могли себе позволить что-то шепнуть соседу или зашелестеть пергаментом, то после того, как профессор поднял взгляд на первокурсников, все разом замерли. Захлопнув журнал, он вышел из-за своего стола.
– Моё имя Северус Снейп и в ближайшие несколько лет я буду обучать вас искусству зельеварения. – Он говорил тихо, почти шёпотом, однако каждый студент отчётливо слышал его слова. – На моих занятиях вы не будете размахивать палочкой и выкрикивать заклинания, поэтому многие из вас с трудом поверят, что зельеварение – тоже магия. И лишь единицы способны оценить красоту кипящего в котле снадобья, источающего тончайший аромат, осознать всю силу зелий, растекающихся по человеческим венам, околдовывая разум и порабощая личность, потому я не жду от вас выдающихся успехов. Но это не значит, что к данному предмету можно относиться пренебрежительно. Подобного на своих занятиях я не потерплю.
Тусклый свет ламп оживлял тени на стеллажах и стенах, благодаря чему казалось, будто даже сырой воздух плотно обволакивает всех, находящихся в пространстве кабинета. Фигура профессора, так похожая на огромную летучую мышь, смотрелась посреди этого пыльного интерьера на редкость органично. Полы его мантии расползались по каменной кладке, растворяясь в окружающей их темноте.
– Зельеварение – прикладная наука, это значит, что одной теорией для того, чтобы в совершенстве овладеть ею, вы не обойдётесь, нужно также постоянно шлифовать практические умения. Итак, что же входит в понятие зельеварения? Зельеварение – это наука, предметом изучения которой являются свойства веществ, их особенности и способы приготовления из них субстанции, называемой зельем. Тогда что такое зелье? – Мужчина обвел класс спокойным взглядом, но никто из учеников не решился поднять руку и дать ответ. – Зелье – чаще всего жидкая магическая субстанция, приготовленная из одного или нескольких ингредиентов растительного, животного или минерального происхождения. Как вы знаете, магией пропитано всё в нашем мире. И наша задача – научиться правильно смешивать вещества, чтобы высвободить их магическую энергию. Прежде всего, вы должны понять, что наука зельеварения не терпит неточностей и неуверенности в себе. Любое, даже самое безобидное зелье от насморка, может стать смертельно опасным, если вы не будете точно следовать рецептуре.
Аудитория наполнилась звуками скрипящих перьев и шелестом пергаментов, студенты торопливо записывали за профессором Снейпом каждое слово. Светильники вспыхнули ярче, как только первокурсники склонились над партами, но этого всё равно было недостаточно для того, чтобы избавиться от теней, пляшущих по полкам, искажая содержимое банок с формалином.
– Ингредиент зелья, как я уже говорил, может иметь разное происхождение и, исходя из состава зелья мы можем его классифицировать. На самом деле, единой классификации зелий нет. Но об этом подробнее вы прочтете в ваших учебниках. – Профессор медленно двинулся между рядами парт, вынуждая студентов оборачиваться вслед, чтобы иметь возможность держать в поле зрения его худощавую фигуру. – Вы выглядите очень уверенными, будто бы все это вам уже давно знакомо… Мисс Де Валье, – окликнув студентку, преподаватель резко развернулся на каблуках и сверкнул глазами в сторону явно потерявшей концентрацию девочки. – Если во время приготовления зелья я брошу в воду аконит, он будет считаться ингредиентом?
– Д-да, сэр, – первокурсница была явно взволнована тем, что преподаватель так неожиданно обратился к ней, потому напавшую было сонливость как рукой сняло.
– Отлично, – холодно произнес профессор. – А если я брошу в котел недоеденную куриную ножку, это все еще будет считаться ингредиентом?
– Я думаю, – студентка явно задумалась, – нет. Нет, сэр, куриная ножка - это не ингредиент.
– Неверно. Обучая уже не одно поколение представителей вашего факультета, я успел убедиться, что скорость мышления не ваша сильная сторона. Ингредиентом может послужить абсолютно все, что имеет какие-либо физические или магические свойства. Какой-то из этих объектов может быть лишним в вашем зелье или бесполезным, но он все еще остается ингредиентом. Разница лишь в том, что при добавлении аконита я получу яд, а при добавлении ножки – суп. На моих занятиях вы будете изучать свойства некоторых особо сильных ингредиентов для того, чтобы иметь возможность однажды научиться составлять свои собственные зелья. Но уверяю вас, до этого дойдут лишь единицы, остальным же придется сильно постараться, чтобы сдать мой предмет выше, чем на Тролль.
После краткого диалога со студенткой и следующим за ним разгромным монологом, профессор Снейп сделал пасс в сторону доски и мелок, повинуясь магии волшебника, резво запрыгал по плоской поверхности. Преподаватель в это время с преувеличенным вниманием изучал содержимое одного из стеллажей, в котором находилась зельеварческая утварь. Свою речь профессор Снейп продолжил, стоя спиной к аудитории:
– Для занятий в этом году вам понадобятся: стандартный набор ингредиентов для первого курса, оловянный котел №2, серебряный нож, перчатки из драконьей кожи и фартук, мраморная ступка, набор хрустальных или стеклянных флаконов, деревянная ложка для помешивания котла, медные или латунные мерные весы, ртутный термометр из зачарованного стекла, учебник, перо и пергаменты, а также палочка. От курса к курсу необходимый инвентарь может меняться в зависимости от изучаемых зелий и их состава. К примеру, для серьезных целебных зелий или противоядий вам будет необходим серебряный котел, для зелий, воздействующих на психику – латунный. То же касается и ложки: сейчас вам подойдут деревянные, но впоследствии будут необходимы другие материалы. Имейте в виду, неподготовленные студенты допущены к занятиям не будут. – Профессор уже вполоборота стоял к классу и разглядывал на просвет какую-то баночку с сомнительным содержимым. – Всё ясно? – Не меняя позы, он обронил холодный взгляд в сторону неподвижно сидящих учеников и приподнял бровь. – Тогда почему вы все еще ничего не записываете?
Аудитория немедленно наполнилась шелестом пергамента и скрипом перьев оторопевших первогодок. Зельевар же, наконец, оставил в покое склянку и двинулся в обратный путь между парт, поглядывая в записи студентов.
– Последнее, что вы должны за сегодня усвоить, это правила поведения в данном кабинете. Практически на всех лекциях вы будете работать с ингредиентами, большинство из которых опасны сами по себе или имеют очень неприятные последствия при неправильном использовании. Поэтому я настоятельно рекомендую записать всё, что я сейчас перечислю, а после выучить это наизусть, потому что любой, кто нарушит эти правила, будет очень ощутимо оштрафован. – Волшебник сверкнул глазами и вкрадчиво продолжил:
– А те из вас, кто рискнет нарушать их систематически, могут забыть про зачёт по моему предмету.
На практических занятиях работать в защитных фартуках и перчатках. Все украшения должны быть сняты, волосы убраны, – монотонно диктовал Снейп. – На рабочем месте не должно быть никаких посторонних предметов. До и после практического занятия следует тщательно вымыть руки. Строго запрещается, – повысил голос преподаватель, – наклоняться над кипящим котлом и вдыхать пары зелий. С токсичными зельями работать исключительно под вытяжкой. Если всё же кого-нибудь угораздит надышаться испарениями, вы должны сразу обратиться ко мне. Далее. На уроках придерживайтесь рецепта и не вносите никаких поправок в состав зелья. Если я замечу малейшее отклонение от инструкции, вы будете наказаны. Если я увижу у кого-либо самопомешивающиеся котлы или зачарованные ложки, этот ученик покинет мой кабинет навсегда. Для экспериментов с зельями программой выделен седьмой курс, а до тех пор никакой импровизации не допускается. Обо всём неизвестном и непонятном спрашивать меня. Если вы или ваш сосед сделали что-либо неверно, вы обязаны сразу доложить об этом мне. Это правило особенно касается тех, чьи факультеты отличаются особой сплоченностью и поощряют глупую привычку выгораживать своих. Каждый раз, когда вам в голову придет гениальная идея – умолчать, вспомните о том, что неправильно приготовленное зелье может взорваться, брызнуть кислотой вам в лицо или выпустить ядовитый газ, который наполнит всю аудиторию… И примите верное решение.
Снейп остановился у своего стола, развернувшись к классу лицом и дожидаясь, пока первокурсники запишут его слова.
– Запрещено выносить результаты вашей работы с уроков, равно как и приносить на занятия готовые зелья. Ну и, разумеется, – голос профессора вдруг наполнился таким ядом, одна капля которого могла бы погубить все растения в оранжереях мадам Спраут, – для особо туго соображающих напомню последнее очевидное правило: запрещено пробовать ингредиенты и зелья на вкус.
Несколько ребят тихо прыснули, посчитав последнее правило искрометной шуткой, однако, проследив за реакцией профессора, на лице которого не дрогнул ни один мускул, поняли, что последнее озвученное было скорее правилом номер один. По тяжелому взгляду волшебника многие сообразили, что он повторяет эти, казалось бы, очевидные правила новоприбывшим студентам из года в год, но, видимо, каждый раз находятся умельцы, способные его удивить.
Как только ученики закончили конспектировать задание, оказавшееся немалым, громкий звон колокола огласил замок, оповещая о конце занятия. Снейп дал студентам знак, что те могут покинуть аудиторию и юные волшебники заспешили, сворачивая пергаменты и собирая вещи в ранцы. Через пару минут кабинет опустел, так торопились дети покинуть это мрачное место.
Домашнее задание:
1. Найти в сети классификацию зелий, выписать ее и привести минимум один пример на каждый пункт.
2. Написать эссе на тему “Пренебрежение техникой безопасности на занятиях и последствия этого”, минимум пол страницы.