Вернувшиеся с рождественских каникул студенты с новыми силами взялись за учебу и поспешили на историю магии чуть ли не наперегонки. Встретившая их профессор Форд держала наготове учебник истории магии, в котором был примерно десяток цветных закладок. Ими женщина отметила, на каких страницах находятся портреты волшебников, которые она может показать ученикам в этот раз.
- Надеюсь, вы хорошо отдохнули, потому что сегодня вам придется запоминать новшества, открытия и изобретения, которых в ХХ веке свершилось великое множество, - громко оповестила присутствующих профессор. – Раньше наукой занимались единицы, но в текущем столетии с появлением новых угроз и с осознанием того, что даже маггловское общество развивается быстрее, волшебники стали уделять ей большее внимание.
Женщина открыла учебник на нужной странице и прошла между рядов, показывая студентом несколько портретов. Многие пятикурсники узнали изображенных на них волшебников: это были авторы их учебников, колдографии которых они уже видели на обложках.
- Развитие науки неразрывно связано с развитием образования – лишь создав эффективную систему обучения можно вырастить достаточное количество ученых. Поэтому в ХХ веке на просвещение волшебников было потрачено много сил. Стали издаваться понятно написанные и простые в использовании учебники, например, популярные сборники заклинаний Миранды Гуссокл и книга Ньютона Саламандера "Фантастические звери и их места обитания", по которым вы до сих пор учитесь. Учебники для школьников писал и знаменитый теоретик магии Адальберт Уоффлинг, который значительно продвинул магическую науку вперед в плане понимания того, как работает магия, - коротко рассказала преподавательница и перелистнула страницы своей книги.
- Польза от нового подхода к обучению волшебников вскоре проявилась. К примеру, с появлением новых научных знаний и оборудования большее развитие, чем когда-либо, получила магическая астрономия. Волшебница по имени Перпетуа Фэнкурт изобрела луноскоп, позволивший лучше изучить спутник нашей планеты, а Геспер Старки изучила влияние фаз луны на магические свойства зелий.
И раз уж мы заговорили о зельях, - продолжила мисс Форд, в задумчивости дернув себя за прядь волос, - относительно недавно арсенал зельеваров-любителей пополнился самопомешивающимся котлом, который изобрел Гаспард Шинглтон. Что еще более важно, во второй половине ХХ века было изобретено несколько зелий, позволяющих облегчить последствия ликантропии. Наиболее действенным стало Волчье противоядие с добавлением аконита. Благодаря этому зелью количество нападений оборотней существенно сократилось. Продолжилось изучение животных и растений и их магических свойств. Харви Риджбит, которого вы уже знаете с прошлого урока, стал первым, кому удалось поймать перуанского ядозуба. Это такой дракон, если кто не знает, - ненавязчиво сообщила преподавательница.
Не переставая расхаживать по классу, профессор Форд показывала пятикурсникам все новые и новые колдографии ученых, которые в большинстве своем были настроены благодушно, позировали и приветственно махали рукой.
– Конечно, процесс познания не всегда происходил в специальных лабораториях и под наблюдением специалистов, - неодобрительно признала женщина. – Все еще находились смельчаки, которые готовы были столкнуться с неизведанным лицом к лицу, не имея специальной подготовки, но зато обладая отвагой, достойной Средневековья. Например, мистер Дервент Шимплинг на спор съел плохо изученную на тот момент жгучую антенницу. Он, к счастью, выжил, но до сих пор не может избавиться от специфичного окраса кожи - фиолетового в крапинку. Поступок мистера Шимплинга стал известным всей Британии, и его даже поместили на карточки от шоколадных лягушек, но я надеюсь, что вы понимаете, насколько он плохой пример для подражания, ведь все могло закончиться гораздо хуже, - неожиданно сердито сказала профессор, сверкая глазами. У нее было некоторое предубеждение насчет гриффиндорцев, которые как раз находились в классе, и она всегда использовала шанс напомнить, что, например, тянуть в рот потенциальную отраву – это вовсе не проявление храбрости. Лишь после полуминутной воспитательной беседы мисс Форд смогла спокойно продолжить лекцию.
- Настоящие ученые относятся к безопасности с большим вниманием. В 1965 году путем исследований было выяснено, что следует запретить энтузиастам-магозоологам создание новых магических существ, чтобы оградить магический мир от новых экологических проблем и неконтролируемых плотоядных монстров. При активном участии Ньютона Саламандера был принят Запрет на экспериментальную селекцию, который продолжает действовать. Вот увидите, эта дата непременно попадется вам на СОВ, Ричардсон, - пообещала женщина слизеринцу, увидев, что тот не записывает.
- Также в ХХ веке стали активно создаваться и совершенствоваться бытовые и кулинарные чары. Специалист Грета Кэтчглав делится своими исследованиями с хозяйками по всей Британии в своих популярных книгах - таких, как "Заколдуй себе сыр". Это не реклама, я сама эту книгу и в руках не держала - поспешно поправилась мисс Форд, осознав, что ее бодрые перечисления литературы звучат так, словно она предлагает все это прочитать. - Мистер Берти Ботт пошел дальше в своих экспериментах над едой и в итоге стал изобретателем всеми любимых всевкусных конфет "Берти Боттс".
Профессор Форд вытаскивала закладки из учебника по мере того, как показывала студентам картинки, и теперь она убрала последнюю. На странице книги была помещена колдография эксцентричного вида женщины, про которую преподавательница рассказала не так охотно, как про остальных.
- Напоследок я оставила еще одну «науку» – прорицания, - сказала мисс Форд не слишком почтительным тоном. – Думаю, вы еще два года назад определились для себя с тем, наука это или нет. Лично мне это совершенно не важно, а важно то, что прорицания в ХХ веке остаются популярными, несмотря на то, что все остальные науки используют куда более приземленный, зато более доказательный подход к изучению окружающего мира. В середине века особенно прославилась предсказательница Кассандра Ваблатски, которая, помимо того, что раздавала пророчества, еще и написала школьный учебник "Как рассеять туман над будущим". – Профессор кисло улыбнулась портрету Кассандры и бесцеремонно захлопнула книгу, позволив пятикурсникам собираться на следующий урок.
Домашнее задание:
- Какое изобретение или открытие ХХ века вы считаете самым важным?
- Какая наука, на ваш взгляд, в ХХ веке развивалась быстрее других?
- Что вы думаете о Запрете на экспериментальную селекцию?