Главная >> Cabinet >> Лекция 1. Эволюционная дифференциация человечества на магглов и волшебников.

Лекция 1. Эволюционная дифференциация человечества на магглов и волшебников.

      Класс Маггловедения был просторным и, в отличии от большинства школьных кабинетов, очень светлым. Мягкие подушки на трибуне, яркие стулья, белые стены и высокие потолки. Саманта немало времени потратила на дизайн и гордилась результатом. Кабинет был максимально маггловским и при этом производил исключительно приятное впечатление.

Сегодня должна была состояться первая для нее лекция, и Саманта уже стояла за кафедрой в ожидании учеников. Не волновалась, не шуршала бумажками, пытаясь повторить в последний раз, как нерадивый ученик, просто стояла погруженная в свои мысли и, когда кто-то все же заходил, спокойно кивала ему и указывала на свободные места, предоставляя свободу выбора.

Саманта знала свой материал назубок и не хуже она знала, чего хочет от студентов.

Когда стрелки часов замерли на двух – времени начала урока – она пунктуально взмахнула палочкой, закрывая двери и отрезая всех собравшихся от внешнего мира заклинанием тишины. Взгляд ее, наконец, в полной мере обратился к студентам, и она, небрежно расправив едва заметную складку на брючном костюме, вышла из-за кафедры.

- Добрый день, класс, - хорошо поставленным и сдержанно-дружелюбным голосом поздоровалась Сэм и, выслушав ответное нестройное приветствие, представилась: - Меня зовут Саманта Моро. Вы можете обращаться ко мне профессор или мадам, - взлетевший за ее спиной мел вывел на доске имя будто сам собой и культурно улегся на свое место. – С сегодняшнего дня я буду вести ваши лекции по весьма обширному предмету – Маггловедению. Это предмет свободного выбора, а значит, у каждого из вас были свои причины прийти. Надеюсь, эти причины были достаточно вескими, чтобы вы могли следовать простым правилам, - мел снова послушно взлетел и принялся за конспект: - Во-первых, я попрошу вас, если вы опаздываете или по какой-то причине хотите выйти, делать это молча и без дополнительных просьб, дверь не заперта. Во-вторых, попрошу не перебивать говорящего, будь это я или любой из вас. В-третьих, если у вас есть вопросы, не бойтесь их задавать, но сначала убедитесь, что спрашиваете по теме обсуждения. Если у вас есть сторонние вопросы, подойдите ко мне после занятия, я с удовольствием вам отвечу, - мел бесшумно улегся. – План наших занятий и список необходимой литературы вам должны были передать ваши деканы вместе с расписанием в начале учебного года.

- Профессор, - подняла руку кудрявая девочка за первой партой. Саманта кивнула ей, поощряя продолжить. – А мы не познакомимся с классом?

Уголок губ Сэм криво изогнулся, но, опомнившись, она слегка улыбнулась.

- Не ошибусь, если скажу, что вы все между собой уже знакомы, а я запомню вас так скоро, как смогу, мисс…?

- Андерсон, - смутилась девочка.

- Мисс Андерсон, - Саманта добавила чуть больше одобрения в свою улыбку перед тем, как стать снова серьезной и обратиться уже ко всем: - Первое время, прошу вас представляться, когда поднимаете руку.

Класс понятливо загудел.

- Итак, когда мы прояснили некоторые организационные вопросы, настало время начать урок. Сегодняшняя тема отчасти вводная. Мы поговорим о том, кто такие магглы и выясним что мы знаем о них. Так же мы обсудим, что такое эволюция и какое отношение она имеет к Статуту о секретности, - Саманта снова подошла к кафедре и оперлась об нее, соединив пальцы вместе. – Кто-нибудь скажет мне что значит слово "маггл"?

Дети казались удивленными и даже оскорбленными таким простым вопросом, но та же девочка из-за первой парты подняла руку.

- Прошу, мисс Андерсон.

- Маггл – это человек, не обладающий волшебством.

- Отлично, - похвалила Сэм. – Какие еще различия между магами и магглами вы можете назвать, если исключить процессы, связанные с волшебством или не вытекающие из его отсутствия?

Класс озадаченно замолчал и Саманта едва заметно ухмыльнулась в стол: всегда один и тот же эффект.

- Не трудитесь, - сжалилась она. – Других очевидных отличий нет. Внешне, эмоционально, поведенчески, магглы такие же люди, как мы с вами. У нас один комплект органов, мы одинаково плачем и смеемся, одинаково склонны к социальному поведению, говорим на одном языке и даже ценностные ориентиры у нас одни: жизнь, счастье, семья, дети… деньги. Можете вставить любое слово на свое усмотрение. Откуда мы это знаем? Из долгих наблюдений и коммуникаций. Запишите, а лучше запомните. Маггловедение – предмет, изучающий социально-культурное, политическое и экономическое наследие и поведение магглов.

- Мадам Моро! – подняла руку курносая девочка, сидящая на вершине трибуны. Губы ее возмущенно подрагивали. – Но ведь именно отсутствие магии все меняет! Почему вы так пренебрежительно об этом говорите? – и под выжидающим взглядом неохотно добавила: – Ариадна Флэтворфи.

- Неплохое замечание, мисс Флэтворфи, - подозрительно плотоядно для человека, который кого-то хвалит, улыбнулась Сэм. – Это правда. В данном вопросе можно утверждать, что магия все решает, она – ключевое отличие и суть конфликта между магглами и волшебниками. Кто-нибудь из вас задавался вопросом, почему одни владеют волшебством, а другие не способны на чудо даже попади им в руки Бузинная палочка?

Саманта окинула помещение взглядом. На лицах детей были разные эмоции от искренней заинтересованности до легкой брезгливости, но главным было то, что никто из них пока не клевал новом.

- Потому что магглы убогие? – с издевкой поинтересовался пацан с коротким ежиком рыжих волос. – Малькольм Лори, мэм, - отсалютовал он.

Чего-то такого Саманта и ожидала.

- "Убогие" слово с широким рядом значений, мистер Лори, - холодно ответила она. – Что вы имеете в виду? В чем состоит, как вы выразились, "убогость"?

- Я имею в виду, что им не хватает ни мозгов, ни способностей, чтобы пользоваться магией, поэтому она их не принимает, - ответил Лори с уверенным видом человека, который никогда не пытался копнуть глубже и планирует всю жизнь держаться в комфортной для себя зоне.

Саманта вскинула брови.

- Итак, вы считаете, что магглы не могут пользоваться магией, потому что она их не принимает, - скептицизм в голосе так и сквозил. - Как, например, собака не принимает нового хозяина или учитель не принимает экзамен у плохого ученика? Так, мистер Лори? В обоих случаях пример не удачный. Магия – не живое существо, в отдельности от волшебника у нее нет сознания, принципов, морали и… воспитания, - она остановила на ученике взор и едва ли он не понял намека, но Сэм продолжила, потому что некоторые моменты стоило прояснить раз и навсегда. – К счастью, люди - не зависимо от своей магической одаренности - всеми этими качествами могут обладать. И я настоятельно попрошу вас в моем присутствии воздержаться от оскорбительных суждений в адрес кого бы то ни было. Это был первый и последний раз. - Она обвела класс взглядом. –  Я преподаю не для того, чтобы внушить или, убереги Мерлин, навязать вам любовь к маггловскому миру. Нет. Я преподаю для того, чтобы просветить вас о той части жизни на нашей планете, огромной части прошу заметить, о которой на данный момент вы имеете довольно посредственное представление. Маггловедение — это наука и, как любая наука, она оперирует фактами, а не домыслами и стереотипами. То, какие выводы вы сделаете из полученной здесь информации и как будете ей пользоваться, останется на вашей совести. – Тон Сэм немного смягчился. - Хотя, конечно, мне хочется верить, что, когда люди узнаю что-то новое друг о друге, они начинают лучше понимать мотивы и ситуацию того, другого, и ведут себя лояльнее и терпимее.

Пора было перестать прощупывать почву и расспрашивать детей, а мисс Флэтворфи и мистера Лори следовало запомнить и не допускать провокаций.

- Почему же магглы не могут пользоваться естественным природным потоком, имя которому – магия? Магия вокруг, как вода, воздух или электричество, она лишь форма энергии. Так в чем же дело? – Сэм сделала паузу. - Что, если я скажу, что одно существенное, физическое и объективное, пусть и не заметное глазу, отличие между волшебниками и неволшебниками все же есть, и оно уходит корнями в глубокую древность? Что, если я скажу, что маги и магглы – разные виды людей и отличаются так же разительно, как леопарды от ягуаров?

По залу пробежался взбудораженный и недоверчивый шепоток.

- Впервые эту занимательную теорию выдвинул японский ученый и известный целитель-экспериментатор Мотоо Кимура в начале 60-х годов нашего века. Он предположил, что ряд случайных мутаций разделил человечество на чувствительное к магии и не чувствительное к ней еще в раннем палеолите, и что из сотен видов и подвидов семейства гоминид, вышли победителями не только современные люди, но и древние кроманьонцы, которых до Кимуры считали видом, полностью ассимилированным   современным человеком. И те и другие относятся к виду хомосапиенсов,  но обо всем по порядку.
 

- То, о чем я рассказываю, изучает наука, называющаяся Антропологией. Объект ее изучения – эволюция человека от его зарождения где-то 5-7 млн. лет назад и до сегодняшних дней. Теория эволюции гласит, что ни одно живое существо на планете не появилось из ниоткуда, оно развивалось, менялось и приспосабливалось до тех пор, пока не стало тем, что есть на данный момент. Основная движущая сила эволюции – естественный отбор: особи с вредными или бесполезными особенностями умирают, а особи с полезными мутациями выживают и оставляют потомство, которому передают свою полезную мутацию, следующее поколение тоже передает эту полезную мутацию, но дополняет ее чем-то своим, и так поколение за поколением, тысячелетие за тысячелетием, пока прапрапрапрапрпраправнуком птеродактиля не станет курица.  Идея в целом ясна?

Сэм посмотрела на медленно стекленеющие глаза детей и сделала выводы.

- Фридрих Энгельс, известный политик прошлого, говорил, что труд сделал из обезьяны человека и был отчасти прав. Но что сделало из человека человека? После того, как обезьяны встали на ноги, виды сменяли друг друга один за другим, вытесняемые или ассимилируемыми новыми и более развитыми, приспособленными, умными, социализированными и так далее. Это происходило так медленно и плавно, что один вид буквально перетекал в другой. Человек умелый около 2,5 млн. лет назад, Человек прямоходящий 2 млн. лет назад, Человек из Чепрано 1 млн. лет назад и, наконец, Неандертальцы и Люди разумные где-то 300 тысяч лет назад. Здесь-то и началось самое интересное.

Саманта улыбнулась классу, подбадривая и обещая скорое окончание урока.

- Мотоо Кимура доказал, что общий предок всех современных людей – Неандерталец – обладал магией. То есть все они до одного были существами магическими. Это подтверждается и раскопками, и специфичными следами в костных останках. Тогда Кимура предположил, что на определенном этапе эволюции магии в потомстве сапиенсов стало становиться все меньше и меньше, потому что она оказалась признаком, мешающим выживанию. Стихийная магия сжигала, калечила людей и создавала из них обскуров. Обскур нападал на свою общину, она, естественно, не выживала и не могла передать свои гены дальше. Тем временем в соседнем селении, где не было сильных магов, люди успешно плодились, и их дети были магами еще более слабыми, неспособными навредить. Чем умнее был человек, тем больше он пользовался технологиями и тем меньше полагался на чудо. Магия в сапиенсах естественным образом умирала. Считается, что последний вид людей, обладающий способностью контактировать с магическими потоками Земли – Кроманьонцы, был ассимилирован современными людьми, как более слабый и менее приспособленный к выживанию, но Кимура против и тут. Он говорит, что Кроманьонцы не вымерли и не ассимилировались, они выделились в отдельную группу и вместо технологий стали развивать в себе магические каналы, выбрав принципиально иной эволюционный путь. Не хуже, не лучше, просто другой. Шли годы, века, и разные виды людей продолжали существовать параллельно, неотличимые друг от друга, но разные. Со временем они стали жить вместе, но все же значительные отличия в способности работать с волшебством уже свершились. Одни из них сейчас зовутся волшебниками, а другие магглами. Этим же господин Кимура объясняет, что среди магглов частенько рождаются волшебники. Ген магии – более древний, а потому доминантный, и, если среди дальних предков человека были маги - кроманьонцы - то рано или поздно он выстрелит, не в первом поколении, так во втором или в третьем. От пары маг-маггл же с вероятностью в 80% родится волшебник, – Саманта закончила свою речь, надеясь, что выражалась достаточно прозрачно. - Вопросы?

В классе висела тишина и можно было услышать, как скрипят мозги у студентов. Им определенно предстояло еще много времени обдумывать эту теорию.

- Получается, что маггла от волшебника отличает набор случайностей, произошедших тысячи лет назад? – робко спросила мисс Андерсон.

- Получается, что так, - улыбнулась Сэм.

- Роуз Понд, - подняла руку еще незнакомая, темнокожая девочка. - Профессор, а как же первобытная магия? Ритуалы? Обрядовая деятельность? Если волшебники и магглы разделились так давно, то почему у нас столько свидетельств древнего искусства?

- Отлично по истории магии, мисс Понд, - отметила Саманта, порадованная тем, что студенты могут сопоставлять факты. -  Последние Неандертальцы исчезли около 30-ти тысяч лет назад, а первые Кроманьонцы появились около 40-ка тысяч лет назад. Процесс выделения занял 10 тысяч лет - это и есть наш период первобытной магии. В этот же период мы находим первые свидетельства ритуальной наскальной живописи. Древние люди, несомненно, верили в магию и жили бок о бок с магическими тварями, но успех или провал в их попытках обуздать стихию только двигал эволюцию. Люди были одержимы идеей справляться с проблемами по мановению руки, но не умели пользоваться своей силой, действовали по наитию, мыслили аналогиями и в итоге сила их убивала. Когда общество более-менее организовалось, потомки Кроманьонцев - тех, кто все же не умер пытаясь обуздать магический поток - стали шаманами в общинах, а дальше, полагаю, вы уже знаете.

- А что вы говорили на счет статута? – напомнил Лори.

Саманта нахмурилась, стараясь припомнить.

- Ах, да, - ее лоб разгладился, а улыбка сделалась лукавой. – Статут о секретности и то, какое отношение он имеет к Эволюции. Самое прямое, мистер Лори. Статут был принят в 1698 году и по факту закрепил решение принятое за несколько тысяч лет до него чисто интуитивно – хранить магию в секрете от магглов и развивать ее своим, особенным, путем.

Саманта взмахнула палочкой, снимая заклинание тишины и, следующим движением отправляя стопку бумаг со своего стола шуршащей стаей лететь в руки студентов.

- Домашнее задание. На этом на сегодня все, дети, продолжим тему на следующем занятии, - сказала она, с удовлетворенным видом, наблюдая, как гомонящая толпа покидает кабинет.

Домашнее задание

1. Заполните анкету, выданную в конце занятия:

  • Имя, курс, факультет
  • Почему вы выбрали маггловедение для изучения?
  • Бывали ли вы в маггловских районах? Если нет, то почему, если да, то какие ваши самые яркие впечатления? Если вы магглорожденый волшебник, коротко опишите первое впечатление от Косого переулка.
  • Испытываете ли вы предвзятость по отношению к магглорожденым волшебникам? Почему? Если вы магглорожденый волшебник, с какими трудностями вам пришлось столкнуться в первое время в Хогвартсе? 

2. Кажется ли вам изложенная теория эволюции достоверной? Почему?
 

Course: 
3.00