Главная >> Cabinet >> История Хогвартса >> Лекция №1. Первые студенты и факультеты

Лекция №1. Первые студенты и факультеты

- Когда прибыли первые студенты, они, разумеется, были разного возраста. Там были и 7-летние дети, только проявившие первое колдовство и 16-летние ребята, которые уже давно жили самостоятельной жизнью и наконец рискнули приехать на обучение. По-настоящему взрослых студентов, которые были старше 25-30 лет было не много, потому что зачастую у них всех уже были свои семьи с 5-10 собственными детьми, и бросить все это и приехать на обучение у них обычно возможности не было.

На протяжении первых 15 лет Распределяющей шляпы еще не существовало за ненадобностью и отбор студентов проводился “вручную”, так сказать. 

Чаще всего основатели искали ребят с похожими взглядами и подходами к магии, понимая что так обучение будет продуктивней, все-таки это были не личные занятия с каждым, а более-менее групповые и времени на индивидуальный подход к каждому не было. 

Главным критерием набора для Гриффиндора была некая “искра”, которую он видел сам в себе и искал в своих студентах. Смелость, отвага и стремление изменить мир к лучшему - вот что являлось определяющим для получения нашивки с золотым львом. Ясное дело, что с последним видение не всегда у всех совпадало, потому что для каждого из студентов Гриффиндора идеальный мир выглядел по-разному, но то, что все они были как на подбор горячи сердцами и смелыми до безрассудства - это был факт.

В отличие от Годрика, Ровенна искала в своих студентах не себя саму, а своего друга детства - Уильяма. Дружба с ним помогла ей осознать, что вне зависимости от происхождения, главное в человеке - его тяга к знаниям. Она помнила, как тяжело было добывать книги Уилу, в то время как в ее личной библиотеке большинство книг пылились на полках вот уже пару веков, так никем и не читанные. Девизом ее набора была фраза “Знаний достоин каждый, кто протянет к ним руку”, поэтому она с радостью принимала даже самых необразованных детей из малоимущих неграмотных семей, если видела в них эту жажду познания и живой, подвижный ум. 

Подход Салазара Слизерина до сих пор страшно искажают, упрощая до невообразимого. Те, кто знаком с историей основателей на уровне одной короткой легенды, представляют Слизерина гадким стариком с предрассудками, в то время как он был крайне образованным волшебником с весьма простым и логически обоснованным подходом: с каждым годом студентов прибывало все больше и тратить время на каждого слабого ученика было чревато тем, что уровень остальной группы талантливых волшебников повышался намного медленней, чем мог бы. Салазар считал это не рациональным распределением ресурсов и чем больше прибывало слабых детей, тем больше росло его негодование. А что же тогда с чистокровием, скажете вы? Все просто. Это сейчас магглорожденные волшебники ничем не уступают чистокровным, а в чем-то даже лучше подготовлены к началу обучения в Хогвартсе. Но в то время, к середине 10-го века  разница между магглорожденными и чистокровными волшебниками была разительна. Дети из чистокровных семей чуть ли не с младенчества были окружены волшебством и познавали некоторые теоретические основы магии очень рано, в то время как дети из маггловских семей были напрочь лишены таких возможностей. Но что намного хуже - магглорожденные волшебники зачастую не знали даже элементарной грамоты. Представьте на секунду, что вы - Салазар Слизерин, один из сильнейших колдунов своего времени, который хочет передать свои знания следующему поколению волшебников, передать им не только свою силу, но и мудрость. Но наравне с талантливой дочерью семьи Редфилд, которая в свои 12 уже умеет осознанно трансфигурировать иглу в осиновую ветку, к вам приходит Дейна, сын пахаря, который не умеет ни писать, ни читать, ни считать. Да, его первым колдовством была левитация и это очень неплохое начало, но для того, чтобы дотянуть его до уровня Кетлин Редфилд, вам, как Салазару Слизерину, придется минимум полгода потратить на ежедневное обучение Дейны основам грамматики. И когда вы уже готовы согласиться на такую жертвенность, к вам приходит еще и Асха, дочь рыбака, Фелви, сын мельника, и еще пятьдесят человек, которые хотят двигать звезды силой мысли, в то время как единственное, что они учились делать всю свою жизнь - это копать, сеять, пилить или драить. Салазар не был гадким стариком, ненавидящим грязнокровок. Он лишь пытался пояснить, что таким детям как Дейна и Асха надо сперва найти учителей арифметики и языка, а уже после приезжать в Хогвартс. И что он, как великий волшебник, лучше будет тратить свое время передавая детям тайны магии, а не тайны базового образования. И согласитесь, в этом все-таки был смысл. То же касается и его знаменитой Тайной Комнаты, но об этом мы поговорим позже.

За факультетом Хаффлпафф еще с самого основания Хогвартса закрепилась несправедливая слава факультета слабаков и недотеп и это страшное недоразумение! Однако, я бы хотел рассказать по-подробней, откуда пошло это убеждение. Так выходило, что во время набора студентов всех мало-мальски подвижных к себе забирал Годрик, всех пытливых умом брала под крыло Ровенна, а всех талантливых и амбициозных брал к себе Салазар. А тех несчастных детей, что прибыли издалека, неграмотных сыновей плотников и швей, которые стояли посреди Большого Зала, с мешком зерна в качестве платы за обучение, в слезах, потому что все основатели от них отвернулись… Вот таких детей жалела лишь Хельга. Она была не в силах отказать им в их мечте стать колдунами и никогда не переставала протягивать им руку помощи. Она приглашала их, замерзших и грязных с дороги, в теплую гостиную своего факультета, прямо напротив кухни, где кормила их, отмывала и давала дом. Она становилась им не только наставником и преподавателем, но и второй мамой. Именно поэтому только факультет Хаффлпафф отличался невероятной сплоченностью и дружелюбием, потому что это были те самые качества, которые Хельга своим собственным примером взращивала в каждом из своих студентов. Она была убеждена, что ни вековая мудрость, ни огромная сила, ни революции ради светлого будущего ничего не стоят в этом мире, если забыть о простой человеческой доброте. 

И конечно же, в самом начале своего обучения такие дети сильно выделялись на фоне остальных. Когда основателями проводились совместные занятия, один и тот же материал давался детям из магических семей, которые с детства учились трансфигурации, и детям из семей фермеров, которые только-только научились читать на своем родном языке, не то, что разбирать формулы заклинаний на латыни. И, естественно, на протяжении первых нескольких лет они всегда отставали от своих сокурсников с других факультетов. Оттуда и пошли насмешки глупых детей из остальных Домов, не понимающих силу Хаффлпаффа. Но факт в том, что пока их наставники превозносили индивидуальность и стремление к совершенству - как главное сокровище, Хельга учила своих детей терпению, прощению, трудолюбию и дружбе. И так, цепляясь друг за друга, взрослея одной дружной семьей эти дети достигали не меньших, а иногда и значительно больших высот, чем их сверстники с других факультетов. Перед самым “разломом” в ходу у студентов даже была такая поговорка “мягкая улыбка, да крепкие зубы”. Это была шутка и предостережение связанное с тем, что Хаффлпафф держался лидером по большинству итоговых зачетов (тогда еще не было гонки факультетов) на протяжении 5 лет, не смотря на то, что 70% его студентов были из простых семей и вначале обучения не знали даже алфавита.

Домашнее задание:
1. Будь вы основателем, по каким принципам вы бы распределяли студентов на свой факультет? Какие человеческие качества для вас были бы первостепенны и почему?
2. Каких студентов вы бы принципиально не принимали на свой факультет и почему?

Дополнительное задание:
1. Я - один из первых студентов Хогвартса. Как основатели меня распределяли.

Course: 
4.00